ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ В РОССИИ

 
 

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА СОТРУДНИЧЕСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

Влияние норм международного космического права на сотрудничество государств в деле исследования и использования космоса выражается в регулировании конкретных отношений между государствами, возникающих при осуществлении совместного исследования и использования космического пространства. Особая роль международного сотрудничества в данной области диктует необходимость выявления четкого юридического содержания его ключевых правовых принципов.

Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем провозглашено в Уставе ООН в качестве одной из основных целей этой Организации (п.3,ст.1). Принцип сотрудничества государств вошел в число семи основных принципов международного права, единогласно подтвержденных всеми членами ООН в "Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН" (резолюция ГА ООН № 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г.). Согласно этой Декларации сотрудничество государств друг с другом независимо от их политических, экономических и социальных систем является международно-правовой обязанностью.

Что касается конкретных прав и обязанностей в области такого сотрудничества, то они могут вытекать только из договоров, специально заключенных с этой целью государствами и международными межправительственными организациями. Исходя из своих потребностей, интересов и возможностей государства путем взаимного согласования и договоренностей, закрепляемых в международных договорах,определяют характер и степень своего участия в тех или иных международных проектах и программах освоения космоса. В этих договорах принцип сотрудничества конкретизируется и наполняется реальным содержанием. Среди международных форм взаимодействия государств в освоении космоса выделяют сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, международных межправительственных и неправительственных организаций, а также на основе двусторонних (многосторонних) соглашений.

Организация Объединенных Наций, выступая в качестве центра согласования действий государств в достижении общих целей, одной из которых является освоение космоса, выполняет возложенные на нее функции через свои главные и вспомогательные органы. Главным органом является Генеральная Ассамблея ООН, которую считают центром международного сотрудничества государств в области разработки норм международного космического права. Вспомогательные органы ООН: Комитет по использованию космического пространства в мирных целях в составе Юридического и Научно-технического подкомитетов, а также оперативно создаваемых для изучения той или иной проблемы рабочих групп (по навигационным спутникам, по спутникам непосредственного телевизионного вещания,по дистанционному зондированию Земли с помощью спутников и др.); специализированные учреждения ООН, способствующие координации деятельности государств в специальных областях,определяемых в Уставе ООН и их учредительных актах,которые представляют международный интерес и не затрагивают проблем общего политического и правового характера. Это прежде всего Международный союз электросвязи (МСЭ); Всемирная метеорологическая организация (ВМО); Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Международная организация гражданской авиации (ИКАО); Международная морская организация (ИМО); Международная организация труда (МОТ); конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях,деятельность которых заключается в анализе состояния,определении перспектив и путей совершенствования сотрудничества в освоении космоса и использования достижений космической науки и техники в интересах прогресса всего человечества с учетом особых нужд развивающихся стран. Основной круг вопросов,которые в разное время рассматривались на конференциях,касался расширения сотрудничества в области связи и навигации, метеорологии и изучения природных ресурсов Земли с помощью спутников,космической биологии и медицины.

В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в освоении космоса в рамках своей компетенции занимаются ряд международных межправительственных организаций:

  • Европейское космическое агентство (ЕКА),деятельность которого направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Перед ЕКА стоит задача интернационализации космических программ государств-членов и координации их национальной космической политики. Конкретные методы и формы выработки единой общей космической программы и политики ограничивают права государств-членов^ частности,в области сотрудничества с другими странами; организации приданы функции наднационального характера;
  • Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), которая по мере интенсификации деятельности по изучению Мирового океана, развития судоходства и рыболовства занимается вопросами международного сотрудничества в обеспечении морских спутниковых коммуникаций;
  • Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), главной целью которой является осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной космической системы связи, используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации;
  • Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), призванная обеспечить создание, эксплуатацию и обслуживание системы космической связи для всех членов Лиги арабских государств, оказание технической и финансовой помощи арабским странам в создании наземных станций космической связи, содействие проведению исследований в области космической науки и техники и т.д.

Многостороннее сотрудничество в рамках неправительственных организаций охватывает самые различные сферы космической деятельности, о чем свидетельствует, в частности, наличие таких международных неправительственных космический организаций, как Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР), Международная астронавтическая федерация (МАФ) и созданные в ее рамках Международная астронавтическая академия (МАА) и Международный институт космического права (МИКП). Эти организации не являются формой межгосударственного сотрудничества, поскольку их создателями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Хотя в рамках международных неправительственных организаций не проводится никаких космических исследований и экспериментов, их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных проблем и укреплению международного сотрудничества.

КОСПАР явился первой организацией неправительственного характера, специально созданной с началом практического освоения космоса в целях поощрения и развития международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства. Основная задача этой международной организации - "предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических зондов для научных исследований на основе взаимности". КОСПАР поддерживает широкие плодотворные контакты с международными организациями, деятельность которых связана с осуществлением международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства. С 1961 г. КОСПАР имеет консультативный статус при Комитете ООН по космосу.

Деятельность Международной астронавтической федерации направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях,содействовать распространению информации о космических исследованиях,сотрудничать с национальными и международными организациями по техническим и социально-правовым вопросам освоения космоса, поощрять общественный интерес к этим проблемам, проводить международные астронавтические конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы и т.д.

Если Международная астронавтическая академия способствует проведению международных научных обсуждений проблем развития мировой астронавтики,публикации периодических и научных изданий, присуждает премии и медали, то Международный институт космического права ставит своей основной задачей проведение исследований по правовым и социологическим аспектам космической деятельности, организацию ежегодных, проводимых одновременно с конгрессом МАФ коллоквиумов по космическому праву и его преподавание.

Юридической основой сотрудничества в области освоения и использования космического пространства между странами - членами СНГ являются следующие документы:

  1. "Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства", подписанное Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и с некоторыми поправками Украиной. Этот документ определил необходимость проведения космической деятельности на основе межгосударственных программ, создания межгосударственного Совета по космосу и долевого финансирования военно-космической деятельности;
  2. "Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ", подписанное Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной 15 мая 1992 г. в Ташкенте;
  3. "Соглашение о средствах систем предупреждения и контроля космического пространства", подписанное 6 июля 1992 г. в Москве, которое позволило сохранить одну из систем международной значимости,реально обеспечивающую решение задач космической экологии в части оценки состояния техногенной обстановки.

Были подписаны и менее масштабные документы: двусторонние соглашения России (в лице ее Министерства обороны) с Казахстаном, Украиной и Узбекистаном, регламентирующие вопросы использования объектов космической инфраструктуры:

  1. "Соглашение о порядке использования испытательных полигонов" от 22 января 1993 г.,где Россия и Республика Казахстан определили правовой режим эксплуатации ракетно-космических полигонов, находящихся на территории последней, право пользования и владения движимым и недвижимым имуществом таких полигонов, порядок финансирования их содержания и развития;
  2. "Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур" от 28 марта 1994 г.,где определен статус объектов космодрома, порядок их отчуждения в пользу России в виде аренды сроком на 20 лет с последующим автоматическим продлением срока действия соглашения еще на 10 лет (если не поступит письменного заявления одной из сторон о денонсировании).

В то же время двусторонние соглашения с Украиной не позволили в полной мере сохранить космическую инфраструктуру на ее территории, особенно в части обеспечения управления орбитальными группировками космических аппаратов. Аналогичным образом обстоят дела и с Узбекистаном.

Рабочее совещание руководства Росавиакосмоса, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, представителей НАСА, Сената и Конгресса США

Многообразие форм политических, экономических и военных отношений России со странами СНГ на фоне нынешней неопределенности их дальнейшего развития не позволяет пока достаточно адекватно сформулировать наиболее реальный (с точки зрения сегодняшней практической пригодности) вариант сотрудничества в космической области. Однако предпочтение с точки зрения наличия заинтересованных партнеров (в первую очередь, наиболее развитых государств СНГ, таких как Беларусь, Казахстан и Украина) с большой степенью вероятности может быть отдано варианту сотрудничества России со странами СНГ в рамках двусторонних соглашений, направленных на предоставление этим государствам космических услуг. Такое сотрудничество России может регламентироваться по отдельным направлениям космической деятельности, а именно:

  • эксплуатации объектов космической инфраструктуры (полигонов, пунктов управления, центров и пр.); развитию аэрокосмических отраслей промышленности, разработке и производству РКТ;
  • предоставлению космических услуг (в области связи, навигационного, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения, дистанционного зондирования Земли);
  • комплектованию военно-космических частей, а также требуемых невоенных формирований необходимыми кадрами; обеспечению космической деятельности (материально-техническому, финансовому и т.п.);
  • осуществлению взаимных расчетов между государствами при осуществлении космической (военно-космической) деятельности.
Подготовка международного запуска космического аппарата Garuda на РН "Протон". Слева направо: заместитель менеджера компании ILS Питер Дженнингс (США), инженер-испытатель компании SAAB Erisson Space Пэр Андерссон (США), консультант компании ACES Ченг (США), директор программы В. Брокфман (Россия), Мейди Сутирияджоко (Индонезия), Тони Балунгас (Филиппины), заместитель директора программы С. Шарудин (Россия), менеджер компании SAAB Уно Юхансон (Швеция)

Принципами многостороннего соглашения, регламентирующего вопросы многостороннего сотрудничества России со странами СНГ в ходе осуществления космической деятельности, могут стать:

  • общность интересов сторон и их равноправие (в рамках вклада в осуществление деятельности) в плане участия в такой деятельности и использования ее результатов;
  • существование единой программы,координирующей интересы и усилия государств,входящих в СНГ,в плане осуществления космической деятельности. При этом такая программа должна быть отделена от национальных программ государств - участников соглашения в первую очередь в финансовом отношении.

Таким образом:

  1. Существующий международно-правовой режим космической деятельности, сформировавшийся до начала 1980-х гг.,в целом обеспечивает необходимую основу для эффективного осуществления деятельности по исследованию и использованию космоса.
  2. Ключевая роль в вопросах международно-правового регулирования космической деятельности принадлежит Организации Объединенных Наций. Общепризнанным координирующим международным центром по его развитию считается Генеральная Ассамблея ООН. Свидетельство тому - целый ряд принципов и деклараций, договоров и соглашений, подготовленных и принятых по инициативе этого органа. Активное участие в развитии международного космического права принимают международные правительственные и неправительственные организации.
  3. Различные по значимости и масштабам нормы международного космического права "разбросаны" по целому ряду многосторонних и двусторонних договоров и соглашений. Основу международно-правового режима составляет "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства,включая Луну и другие небесные тела" (1967 г.), содержащий основополагающие принципы космической деятельности любой направленности.
  4. Проблема определения юридических границ космического пространства - одна из важнейших, но до сих пор не решенных международно-правовых проблем. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство, а с другой - свободу мирного исследования и использования космического пространства. В решении этой проблемы существуют противоположные по содержанию подходы (пространственный и функциональный), не дающие, однако, до сих пор сколько-нибудь значимого практического результата.
  5. Основы международно-правового режима в вопросах создания и использования космических коммуникационных систем определяются сегодня деятельностью Международного союза электросвязи и его многочисленных органов и организаций. МСЭ осуществляет распределение радиочастотного спектра и регистрацию присвоения радиочастот во избежание появления помех между радиолиниями различных государств, тем самым содействуя улучшению использования частотного спектра, "гармонизации" электросвязного оборудования на основе международного сотрудничества, оказывая необходимую техническую помощь развивающимся странам. МСЭ и его организации проводят самостоятельные исследования в области электро- и радиосвязи, принимают различные нормы, резолюции и рекомендации,получающие нормативно-правовой статус. Одним из важнейших направлений использования космической электросвязи явилось создание систем телевизионного вещания через искусственные спутники Земли. Однако непосредственное телевизионное вещание может повлечь за собой серьезные отрицательные последствия политического, социального, экономического и иного характера на территории приема таких передач. Вопрос о праве государств осуществлять и подвергаться воздействию этой деятельности до сих пор далек от своего коллегиального решения, в том числе из-за того, что непосредственное телевизионное вещание является уникальным средством ведения информационной борьбы, которая рассматривается в качестве одной из ключевых позиций во взглядах на "новую революцию в военном деле".
  6. Существующий сегодня международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в "прокрустово ложе" международных договоров и соглашений. Проблемы,возникающие в ходе дальнейшего развития военно-космической деятельности стабилизирующего характера - использование систем связи и управления в глобальном масштабе, разведки в космосе и из космоса, предупреждения о потенциально опасных (кризисных) ситуациях на Земле и в околоземном пространстве,- будут носить преимущественно политический и экономический, а не правовой характер. Таким образом,в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать ее международно-правового регулирования. Реальные перспективы международно-правового регулирования космической деятельности в ее военном аспекте могут быть связаны с приложением дипломатических усилий в таких направлениях правотворчества, как достижение договоренности о выработке критериальных основ деятельности по предотвращению и парированию преднамеренных и естественных стратегических угроз в космосе и из космоса, заключение международных соглашений о порядке применения силы в космическом пространстве и об условиях совместного (международного) контроля из космоса за процессами разоружения и нераспространения.
  7. Весьма перспективными и коммерчески выгодными конверсионными программами в условиях радикальных сокращений стратегических вооружений России, осуществляемых по международным договорам о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 и СНВ-2, являются в настоящее время программы создания космических ракет-носителей, в конструкции которых использованы элементы баллистических ракет. Однако мирное использование элементов стратегических вооружений для космических запусков сталкивается в настоящее время со сложными правовыми проблемами, поскольку конверсионные КРН подпадают под действие не только всей совокупности действующих международных договоров по космосу наряду с любыми другими РН,но и соответствующих договоров по контролю над вооружениями. Среди них вопросы защиты использованных оригинальных научно-технических решений и ноу-хау, сохранения национальных секретов, соблюдения законных прав и интересов заказчика в условиях установленной договорами по разоружению беспрецедентной открытости в отношении стратегических вооружений, а также проблемы квот и количественных ограничений, налагаемых на эти КРН. Грамотное международно-юридическое решение этих проблем, адекватное облику и целевому предназначению нового класса ракет-носителей, позволяет эффективно использовать накопленный ракетный потенциал. Такой подход может быть обеспечен только при тесном сотрудничестве дипломатических ведомств с предприятиями-разработчиками и операторами конверсионных КРН, и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в этом качестве прилагает значительные усилия для устранения препятствий к эффективному использованию бывших стратегических вооружений.
  8. Очевидным и доступным общественному пониманию решением проблемы экологии космоса является сокращение масштабов космической деятельности или ее регулирование. Однако никто до сих пор еще достоверно не оценил ни результативности таких мер, ни их пригодности по критерию "затраты - эффективность". К экологическим проблемам современной космонавтики относится и проблема обеспечения безопасности использования ядерных источников энергии на борту космических объектов, которая возникает в случае их проникновения в атмосферу или падения на поверхность Земли. Поэтому перспективы совершенствования международно-правового режима в направлении обеспечения необходимого экологического состояния космической среды и самой планеты при осуществлении космической деятельности весьма неопределенны. Мировое сообщество пока ограничивается лишь тщательным изучением проблемы, а также принятием различного рода принципов и деклараций, направленных на предотвращение загрязнения космоса и Земли.
  9. Современное международное космическое право не вводит каких-либо ограничений на порядок распространения первичных и обработанных данных и проанализированной информации, полученной в результате дистанционного зондирования Земли из космоса, в зависимости от суверенных интересов зондируемых государств, разрешая свободу их распространения с ограничениями, определяемыми моральными нормами международного сообщества. Несмотря на прикладную значимость данного вида космической деятельности, определяемой во многом еще и политической конъюнктурой отдельных государств и их коалиций, государства мира весьма далеки от ее правового регулирования.
 
 
 


вверх!
Hosted by uCoz